Ноты для гитары, видео-архив гитарной музыки, обучающие курсы, история гитары.

Понедельник
09.12.2019
20:54
Поиск
Начинающему гитаристу
Как правильно настроить гитару
Тюнер для гитары. Настроить гитару онлайн
Генератор аккордов для гитары

ноты для гитары, скачать
Скачать бесплатно ноты для гитары популярных песен, романсов, классических произведений.
Музыка из кинофильмов, сборники популярных мелодий, этюдов.
Школы игры на гитаре.
Ноты для начинающих и продвинутых гитаристов.

видео гитара
Видео на гитаре. Лучшие гитаристы-виртуозы исполняют произведения для гитары в разных стилях - от рока и фламенко до классики.
Учимся играть на гитаре.
Гитара и гитаристы
Катехизис гитариста
История гитары
Эйтор Вилла-Лобос
Видеокурсы


Статистика
Igitarist.ucoz.ru - персональный сайт юного гитариста Кирилла Попова
История гитары (Россия)

История гитары (Россия)

В России шестиструнная гитара до XVIII в. не имела большого распространения. Позже постепенно она начала завоевывать популярность. Этому в немалой степени способствовали приезжавшие на гастроли гитаристы, в том числе такие виртуозы как Цани де Ферранти, Ф.Сор, М.Джулиани.

В начале XIX в. в России печатаются первые Школы игры на этом инструменте и различные нотные издания. Старейшей Школой, изданной в России, является "Усовершенствованная гитарная школа для шести струн, или Руководство играть самоучкою на гитаре" Игнатия фон Гельда.

В тот же период в Петербурге издаются "Этюды" и "Четыре сонаты" для фортепиано и шестиструнной гитары известного виртуоза, композитора и педагога П. Гальяни, "Новый журнал для шестиструнной гитары" А. Березовского, "Концерт для шестиструнной гитары в сопровождении оркестра" композитора Ашанина .

В 1821 - 1823 годах в Москве и Нижнем Новгороде были открыты "Музыкальные академии", в которых юноши и девушки обучались игре на гитаре. Появляются выдающиеся русские гитаристы-виртуозы - М. Соколовский, Н. Макаров, В. Лебедев.

Во второй половине XIX века наступает упадок гитарного искусства. Достигшая своего полного расцвета оперная, симфоническая и инструментальная музыка отодвинула гитару на задний план и задержала ее развитие на многие десятилетия. Но в еще большей степени способствовали этому мещанская мода и вкусы, распространившиеся во всех слоях общества. Основным назначением гитары стали считать примитивный аккомпанемент песенкам и романсам, музыканты перестали относиться к ней как к серьезному инструменту. Многие старые традиции сошли на нет, погибло несчетное количество редких нот и манускриптов; талантливых исполнителей и композиторов становилось все меньше - дилетантство и невежество захлестнули гитарное искусство. Это в полной мере коснулось и России.

Марк Соколовский Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Берлине мечтал всю жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.

Не менее известный Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большего внимания. В 1856 г. он попытался организовать международный конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготавливающих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и новых мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии – Брюсселе.

И все же гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России того времени. В произведениях композиторов XIX в. явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М.Глинки и А.Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Италии, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: «Арагонскую охоту» и «Ночь в Мадриде». Композиторы А.Алябьев, А.Варламов, А.Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанименту. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.

В начале XX в. в России гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.

Петр Агафошин Преподавать гитару в музыкальных училищах и школах в России начали только в 30-х годах прошлого столетия. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П.С. Агафошин и П.И.Исаков. До этого времени Агафошин участвовал как исполнитель во многих концертах. Аккомпанировал выдающимся певцам Ф. Шаляпину, Д. Смирнову, Т. Руффо. Признанием исполнительского искусства Агафошина явилось приглашение участвовать в опере Массне "Дон Кихот" в Большом театре в 1916 году, где он аккомпанировал Ф.И. Шаляпину. Более 40 лет Агафошин проработал артистом оркестра в Государственном Малом театре. За 20 лет работы в Музыкальном училище им. Октябрьской Революции и Московской государственной консерватории он подготовил огромное количество гитаристов, исполнителей, педагогов, среди которых многие получили широкое признание (А. Иванов-Крамской, Е. Русанов, И. Кузнецов, Е. Макеева, Ю. Михеев, А. Кабанихин, А. Лобиков и другие).

Александр Иванов-Крамской Александр Иванов-Крамской (1912 - 1973) - выдающийся русский гитарист, композитор, дирижер, педагог, автор "Школы игры на шестиструнной гитаре", один из немногих советских музыкантов-гитаристов, удостоенных звания заслуженного артиста РСФСР (1959). Родился 26 июля 1912 года в Москве. Учился в музыкальном техникуме имени Октябрьской революции у Петра Спиридоновича Агафошина (шестиструнная гитара), затем в Московской консерватории (курсы повышения квалификации). Сыграл огромную роль в развитии шестиструнной гитары в России.

Выступал как солист и в ансамбле с певцами (Н. А. Обуховой, И. С. Козловским). С 1932 года работал на Всесоюзном радио. В 1939 году получил 2-ю премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей на народных инструментах. В 1939-45 гг. дирижёр Ансамбля песни и пляски НКВД СССР. В 1947-52 годах дирижер Русского народного хора и оркестра народных инструментов Всесоюзного радио. Автор пьес и школы для шестиструнной гитары. Его гитарные сочинения (среди которых два концерта для гитары с оркестром) пользуются большой популярностью среди гитаристов.

Педагогическая деятельность А. М. Иванова-Крамского протекала в Академическом музыкальном училище при Московской консерватории, где с 1960 по 1973 год он возглавлял класс гитары, подготовив немало талантливых музыкантов. Затем преподавал в Институте культуры.

Александр Михайлович Иванов-Крамской был видным музыкально-общественным деятелем, отдавшим все свои силы пропаганде гитарного искусства. После долгих лет забвения, благодаря выдающемуся исполнителю и педагогу, гитара вновь обрела статус профессионального концертного инструмента и стала преподаваться в средних и высших музыкальных заведениях нашей страны.